Для души и ума / Психология

Порой не всё складывается гладко в общении с коллегами и родственниками. Как избежать трудных ситуаций, подстерегающих нас на работе и дома? Не всегда мы способны дать понять собеседнику, что недовольны чем-нибудь в его действиях. Однако, этот навык необходим, чтобы строить с людьми отношения на доверии и взаимном уважении. Один из самых действенных приемов поведения в конфликтной ситуации — это доверительный разговор.

Конфликтная ситуация

Попробуйте вызвать оппонента на доверительный разговор. Если отложить обсуждение проблемы, отношения могут быть отравлены тлеющей обидой. Постарайтесь обсудить проблему наедине. Вряд ли другим людям будет приятно стать невольными участниками вашего выяснения отношений, да и разрешению проблемы это способствовать не будет. Прежде, чем назначить встречу, спросите вашего оппонента о наиболее удобном для него времени и месте. Договоренность о встрече запустит процесс примирения.

При разговоре придерживайтесь фактов, не прибегая к обобщениям. Не говорите слов «всегда» и «никогда». Преувеличения будут не только излишни, но отдалят вас от решения проблемы. В формулировке проблемы, по возможности используйте слово «я» вместо «ты» («вы»). Например, лучше сказать: «У меня есть проблема, и мне нужна твоя помощь», чем «Ты делаешь это плохо». Постарайтесь понять и поставить себя на место оппонента. Это очень полезная привычка. Спросите, чтобы вы чувствовали на его месте? С осторожностью подбирайте слова. Привлеките собеседника к поиску удовлетворительного результата. Обозначьте основные пункты дискуссии, чтобы избежать недопонимания. Подведите итог в конце — что было сказано, и о чем было достигнуто соглашение.

Конечно, легче всего иметь дело с более или менее адекватными людьми, но иногда приходится общаться и с теми, кто нам неприятен. Для этих случаев психологи предлагают несколько приемов:

  1. Сосредоточьтесь на проблемах, попытайтесь не критиковать человека, это только усугубит конфликт.
  2. Старайтесь физически избегать таких людей. Посылайте им факсы, электронные письма вместо общения по телефону или с глазу на глаз.
  3. Если всё-таки не удается по максимуму ограничить контакты, надо попытаться посмотреть на ситуацию с другой стороны.
  4. В любом, даже самом неприятном человеке есть что-то положительное. Сосредоточьтесь на этом.
  5. Найдите общие точки соприкосновения. Это поможет навести «мосты» и найти темы для беседы. Возможно, это станет ключом к решению конфликта.

Если возникла конфликтная ситуация, обязательно задайте себе вопрос, нет ли вашей доли вины в ее создании? Возможно, ваши действия также раздражают оппонента? Не тот ли сейчас случай, когда применима пословица: «В чужом глазу соринку видит, а в своем бревна не замечает»? Если на один из этих вопросов вы ответили утвердительно, то стоит подумать о том, что нужно начать перемены с самого себя и со своего поведения.

Относитесь к другим с уважением. Старайтесь избежать напряженности. И тогда конфликтам не будет места в вашей жизни.



Просмотров: 2810 / 199

Читайте дальше: